Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта
 
Вторник
11.05.2021
22:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ №31 «Золотая рыбка»
ст. Кривянская
Главная Регистрация Вход
ОПЫТ РАБОТЫ ИВАНОВСКОЙ ЮЛИИ АНАТОЛЬЕВНЫ »

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Погода

Праздники России
Праздники России

ОПЫТ РАБОТЫ

 


«ОПЫТНО - экспериментальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ №31 Ивановская Ю.А.

 

2018г

 

 

 

Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: "Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. "Детское экспериментирование –метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Поэтому, проблема разработки системы мероприятий по организации опытно-экспериментальной деятельности для меня стала актуальной. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Приступая к работе с детьми в этом направлении я поставила перед собой следующую цель: Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно- экспериментальной деятельности.

Из ходя из цели, поставила задачи.

Задачи:

- сформировать у детей представления об окружающей среде;

- развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);

- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.

На начальном этапе я изучила методическую литературу

1. Веракса Н. Е., Галимом О. Р. «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников». Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ». Москва, 2013г.

2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва 2013.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.

4. Интернет- ресурсы

На 2-м этапе я сделала мониторинг личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе, о различных материалах и их свойствах. Диагностику я проводила дважды в год, чтобы можно было корректировать планы работы, отслеживать уровень усвоения материала, и пополнять среду в связи с потребностями детей.

На 3-м этапе для решения поставленных задач мною в группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. В "центре науки" представлены все материалы для исследования, он постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература и различные макеты.

Четвертым этапом моей работы стало составление перспективных планов работы с детьми по экспериментальной деятельности. Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в трех основных формах через:

-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

-познавательные занятия с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты

Я осуществляю их в непосредственно- образовательной деятельности, во время самостоятельной деятельности детей в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов

Познавательные занятия с элементами экспериментирования провожу один раз в неделю по 25-30 минут. Но, если у детей интерес к работе велик, то мы продолжаем сверх запланированного времени.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую — это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы». Они необычны, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.

В организации и проведении опытов выделяю несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей и решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5.Обсуждение результатов и формулировка выводов

Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих почемучек, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования. Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений. Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

Важным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит веселый Петрушка и приносит волшебную коробку с запахами, предлагает детям определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т. д. Для этого была сделана дидактическая игра «Запах, вкус, свет, звук». Игра содержи 4 секции: «Свет» «Запах», «Вкус», «Звук». Можно использовать сразу 4 секции при знакомстве детей сразу с несколькими органами чувств: глаза - зрение, уши - слух, язык - вкус, нос - обоняние. Также отдельные секции, по-разному их комбинируя.

Так же использую «Чудо-коробку», поместив туда предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме.

Стараюсь не отвечать на детские вопросы, а предлагаю самим понаблюдать и найти ответ.

Все наблюдения в природе мы заносим в календарь «погода», где дети отмечают каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, град и пр.)

Наряду с работой с детьми продумала и работу с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества с семьей. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

У детей появилось желание экспериментировать дома: они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на книгу и т. д.). Ход и результаты домашних экспериментов дети зарисовывают в своих тетрадях.

Результатом моей работы по внедрению экспериментирования стало то, что у нас группе проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

Проведя такую большую работу, я сделала такой вывод:

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Уверена, что мои воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как я развиваю у моих ребят любознательность, тренирую ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, а ведь это так пригодится им при обучении в школе.

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

 

Поиск

Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

  • Федеральный портал "Российское образование"

  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов



  • Включить версию для слабовидящих