Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта
 
Вторник
11.05.2021
21:57
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ №31 «Золотая рыбка»
ст. Кривянская
Главная Регистрация Вход
Формирование духовно-нравственных качеств у детей »

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Погода

Праздники России
Праздники России

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

МДОУ № 31 «Золотая рыбка»

Подготовительная группа

Воспитатель 1-й категории: Окунцова А.А.

 

Тема: «Формирование духовных качеств личности

у детей дошкольного возраста»


Сегодня мы идем трудным путем – путем возвращения к духовным истокам, духовной культуре, к богатству которой мы могли прикоснуться лишь отчасти. Глубочайшая трагедия в начале 20 века расколола государство, семью, церковное общество, на многие годы прервав преемственность традиции, исказив традиционные для российской государственности ценности веры, семьи, патриотизма. И ныне мы являемся свидетелями всех печальных последствий отступления человека от Бога и веры. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем выступлении на Архиерейском Соборе Русской православной Церкви 3-8 октября 2004 г., «в общественной жизни усиливается разобщенность людей, умножается грех, иногда в прикрытом, завуалированном виде, а иногда в форме откровенного глумления над традиционными нравственными нормами».

В современном обществе открытая или скрытая пропаганда греха привела к тяжелейшим последствиям. Мы видим, что современная молодежь не желает создавать крепкую семью, повсеместно господствуют безответственное отношение к работе и неуставные взаимоотношения. И как не вспомнить слова из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» (Сир. 30, 13).

Трудно сегодня растить молодое поколение достойными гражданами Отечества, верными чадами Церкви. Трудно сегодня возрождать духовную культуру. И этот труд подобен строительству храма. Как невозможно начать строительство фундамента, так невозможно воспитать человека без возрастания его на традиционных духовных основаниях. Это чем, жили люди вчера, сто, тысячу лет назад. Духовность – это  свойство души, состоящие в преобладании внутренних и интеллектуальных интересов над внешними, материальными. С этим согласны все, но немногие осознают, что вопрос о духовной жизни является основным для каждого человека, поскольку именно она в конечном счете определяет характер, направление и саму разумность всей его деятельности.

Правильная духовная жизнь является здоровой во всех отношениях она источник того благоденствия, к которому естественно стремится каждый человек и любое общество. Напротив, пренебрежение духовными законами неотвратимо влечет за собой крах всего строя во всех его ипостасях – личной, семейной и общественной.

Настоящее время – непредсказуемое, сложное и как говорил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий, судьбоносное. Важно необходимо осмыслить ту роль, которую играла и играет духовность в культуре нашего Отечества, глубже осознать путь по которому шли наши благочестивые предки.

С тех пор, как великий князь Владимир, крестившись сам, позаботился об обращении своих подданных к истинной вере, наш народ на протяжении столетий был верен делу святого равноапостольского князя Владимира, то есть исповедовал святое Православие, назывался духовным и богоносным. Великая страна наша на протяжении столетий именовалась святой Русью. После крещения Русская Православная Церковь стала заботливой матерью русского народа. Она несла дух мира и нравственной чистоты в его жизнь, заботилась о его образовании и духовном просвещении. Она облегчала народные страдания в годины бедствий, междоусобиц и вражеских нашествий. Она всегда была со своим народом, возбуждая в нем горячую любовь к Отечеству, призывая к жертвенной, патриотической и миротворческой деятельности. Характерной чертой воспитания являлось обязательное исполнение принципа евангельской истины, сказанного  основателем Церкви – Господом нашим Иисусом Христом: по тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35. И это было нормой жизни нашего общества.

Конкретные примеры исполнения заветов Христа, проявляемые не только на слове, но и на деле в историческом прошлом нашего Отечества. Это – митрополит Московский и всея Руси Алексий, старанием которого облегчились отношения между ордой и княжествами. Это преподобный Сергий Радонежский, благословивший ратный подвиг князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Это священномученник патриарх Ермоген, которого заморили голодом за то, что он отказался признать царем польского принца Вячеслава.

Примеры высокой духовной жизни, исполнение священного патриотического долга не только среди священнослужителей Церкви, но и ее верных чад. Например, организация народного ополчения гражданином Мининым и князем Пожарским в ответ на призыв священномученника патриарха Ермогена.

Поэтому важно изучать сейчас духовное наследие и всемерно приобщать подрастающее поколение к духовным традициям и обычаям Православной Церкви. От этого будет только лишь польза.

В противном случае мы потеряем наше Отечество, окажемся заложниками и рабами на собственной земле или очутимся в бедственном состоянии о котором сказал Господь через пророка Иеремию еще в Ветхом Завете: «Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубок и оскомина будет» (Иер. 31, 30).

Если мы потеряем духовные основы бытия, то перед русским народом встанет проблема физического вымирания. Народ потерявший в Бога, потеряет и физическую способность существовать на земле. На смену русским людям идут те, кто жизнь свою не мыслит без Ислама. Причем это судьба не только нашего народа, но всей Европы. Если ранее там была хотя бы видимость поклонения Христу, то ныне христианство отвергается в Европе уже в открытую: в конституцию объединенной Европы не сочли возможным включить даже упоминание о том, что  европейская цивилизация сформировалась на основе христианской культуры.

Свято место пусто не бывает, поэтому мы видим, как растет число поклонников языческих культур, множатся сатанинские секты, а место Христианства без всяких усилий, мирно занимает Ислам. Князь мира сего, при попустительстве и содействии слабых духом людей, увлекает в погибель все больше число  человеческих душ.

Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить – добру или злу? Богу или мамоне? Своему Отечеству или же сиюминутной выгоде, тщеславию и эгоизму? Мы с вами свой выбор сделали: кто уже давно, а кто совсем недавно. Сейчас перед нами стоит важнейшая задача: помочь сделать правильный выбор юному поколению, которое идет нам на смену.

Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца. Поэтому давая ребенку знания, помогая ему расти здоровым и сильным, мы должны научить его различать добро и зло, правду и ложь, истинную свободу и независимость от инстинктов и страстей. Мы должны помочь детям вырасти достойными людьми, которые стремятся к совершенству, тверждают словом и делом высокие духовные идеалы.

Чтобы суметь выполнить эту задачу, необходимо с самого юного возраста приобщать дошкольников к главному истоку родной земли – Православию. Этому способствует введение в программу дошкольных учреждений курса «Первые шаги к духовным ценностям».

Курс «Первые шаги к духовным ценностям» дает возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Основная его цель – сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Содержание курса позволит познакомить дошкольников с традициями православного человека и Донского казачества, православными праздниками, воспитывать такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, быть терпимыми как со сверстниками, так и со взрослыми.

Программа содержит сведения о святынях России, жития святых, которые обладают уникальным культурно-нравственным и историко-патриотическим потенциалам.

Воспитатель познакомит детей с отрывками из Библии.

Введение занятий-праздников помогут воспитывать культуру общения, создать атмосферу доверия и радости.

Материалы курса способствуют воспитанию у дошкольников чувства долга, совести, чуткости к красоте окружающего мира и богатству русской культуры, почувствовать свое гармоничное слияние с миром и национальными традициями русского народа.

 Задачи курса:

¾      Воспитывать уважение к истории народа.

¾      Учить различать добро и зло, любить добро.

¾      Формировать чувство любви к Родине, родной природе, святыням.

¾      Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной музыке.

¾      Ввести детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством.

¾      Способствовать изменению сферы интересов ребенка от пустого времяпровождения у экранов телевизора к чтению полезному, душеспасительному.

¾      Создать почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

 Темы занятий состоят из 5 разделов:

  1. «Край , в котором ты живешь»
  2. «Православная Россия в лицах»
  3. «История Древней Руси в народном творчестве и православной культуре»
  4. «Православные праздники»
  5. «Древо нравственности»

Принципы отбора материала по формированию духовных качеств личности у детей дошкольного возраста

Основным материалом, вокруг которого строится занятие, можно использовать пословицы и поговорки. Благодаря образности и краткости, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека, что помогает решать основные задачи. Их использование позволяет без нравоучительных наставлений содействовать развитию нравственных, патриотических и духовных качеств. Кроме того, поучения, заключенные в пословицах легко воспринимаются и укладываются в памяти, и у детей возникает желание использовать их в речи. Например:

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

«В Церкви и для сироты дом»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Господь терпел и нам велел»

«Нет друга так ищи, а нашел так береги»

Эти пословицы сами о себе говорят без пояснений.

При проведении занятий по половицам и поговоркам можно использовать рассказы и стихотворения отечественных авторов, использовать сказки и былины.

Произведения будут способствовать не только духовному развитию детей, но и развитию речи, обогащению словаря, научат ценить силу, красоту, выразительность русского слова.

В программе нашли место занятие – «Православные праздники»: Рождество, Пасха, Покров, объединяющие всех детей участников. Это помогает детям лучше запомнить библейские события, создает почву для дальнейшего общения, атмосферу доверия и радости.

Занятия по духовно-нравственному воспитанию помогут дошкольнику понять духовные основы бытия, идеи моральной чистоты, жертвенного служения ближним, Отечеству, понятия долга, совести, воспитают детей чуткими к красоте и богатству русской культуры, национальной традиции.

          Методы и приемы

Методы по усвоению духовных основ подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста:

- использование рассказов, вызывающих яркую эмоциональную реакцию (к ним можно отнести некоторые события Ветхого и Нового Завета);

- широкое использование наглядных пособий (картин, изображающих излагаемые события и родную природу, икон, фотографий Храмов и монастырей) для опоры на наглядно-образное мышление дошкольников;

- использование методов беседы и анализа текста, обусловленных тем, что дети могут строить логические связи;

- зарисовки в течение занятия и домашнее задание в форме рисунков, поделок, обеспечивающих практическую деятельность ребенка.

Система занятий предполагает работы детей как на занятии, так и дома.

 В целях комплексного подхода можно проводить работу с педагогическим коллективом и родителями по темам:

  1. Традиции православной духовности – основы полноценного образования воспитания российских дошкольников.
  2. Об ответственности родителей за воспитание детей.
  3. Об традиционной роли женщины в обществе как хранительницы домашнего очага и чистой нравственности.
  4. Роль отца в семейном воспитании.
  5. Православие и донская культура.
  6. Опасно для духовного здоровья.

С родителями проводятся праздники:

  1. Рождественская елка.
  2. Пасха красная.
  3. Неделя святых жен мироносиц.
  4. Кто знает Азь да Буки, тому и книги в руки.

Можно организовать детские благотворительные концерты, художественные выставки-конкурсы: «Родной православный край», «Дети и Православие».

Рекомендуется организовать с детьми коллективное посещение храма, краеведческого музея, исторических памятников.

 В завершении хочу напомнить слова святого апостола Павла, которые пусть станут нам всем напутствием в дальнейшей работе: «Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противиться в день злой и, все преодолев, устоять… А паче всего возьмите щит веры, которым возможение угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 13, 16-17)».

Поиск

Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

  • Федеральный портал "Российское образование"

  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов



  • Включить версию для слабовидящих