-
-
- Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования.
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер деятельности становится образование вообще, и дошкольное образование, в частности.
Понятие «модернизация образования» рассматривается как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Цель модернизации образования в создании механизма устойчивого развития системы образования, а также управление качеством образования.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, мы должны учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов учреждения. Постановка задач на повышение качества образования в дошкольном учреждении, меняет стиль управления дошкольным учреждением - оно должно быть инновационным, и более того, гибким, способным быстро воспринимать происходящие перемены.
Одним из первоначальных условий успешного управления в этой связи можно назвать нормативно-правовую основу: правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения, которое носит многоуровневый характер: от федерального до муниципального. С целью обеспечения эффективности деятельности, учитывать изменения, инновационные процессы
В дошкольном возрасте формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. «Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог».
Модернизацию педагогических технологий может реализовывать педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого педагогического мышления.
Модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников учреждения, предполагает овладение педагогами инновационных ДОУ новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
- современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике.
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии.
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
В условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация микросреды образовательного пространства за счет установления тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Таким образом, модернизированная схема управления позволяет решать поставленные проблемы в полном объеме.
Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы:
- введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической);
- создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений (между гражданами и учреждением; между учреждением и его учредителями; между соучредителями образовательного учреждения; между образовательными учреждениями и работодателями);
- расширение публичности деятельности учреждения и органов управления образованием, использования бюджетных и внебюджетных средств;
- поддержка инновационной деятельности учреждения путем финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных проектов;
Управляя качеством, следует четко представлять, на какие результаты ориентировано управление, какими возможностями (ресурсами, потенциалом) располагает ДОУ при обеспечении качества, каков опыт образовательной деятельности?
В процессе анализа управления качеством образования в ДОУ были выявлены направления, требующие совершенствования:
- управление качеством педагогического состава (повышение квалификационного уровня педагогов, организация и сопровождение инновационной педагогической деятельности, мотивация и стимулирование;
- управление качеством технологии образования подразумевает использование не просто современных технологий, а варьирование технологическими характеристиками образования в зависимости от контингента воспитанников их индивидуальных возможностей, материально-технических возможностей, концепции воспитательного процесса и пр.;
- управление информационно-методическим обеспечением, управление качеством инфраструктуры образования предполагает регулирование процессов поиска и получения необходимой учебной и научной информации, использование наиболее эффективных методических схем образовательного процесса;
- управление качеством образовательной программы, включающей совершенствование модели выпускника и компетенции выпускника (в соответствии с ФГОС ДО), учебный план, организацию разных видов детской деятельности (приоритет образовательной деятельности осуществляемой в режимных моментах).
Система управления качеством образования в ДОУ позволит совершенствовать процесс управления качеством образования в процессе ее реализации.
-
-
- Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.
Вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. Результаты аттестации педагогических кадров учреждения говорят о росте профессионального мастерства педагогов. Педагоги владеют большим объемом знаний, ориентированы на успешную деятельность. Для большинства характерны такие качества, как ответственность, исполнительности, заинтересованность в результатах дела.
Становление профессиональной компетентности педагога дошкольного образования понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности. В связи с этим намечен комплекс мер, формирующий условия для профессиональной самореализации педагогов:
- совершенствование педагогической деятельности - развитие у педагогов потребности непрерывного профессионального роста;
- обеспечение диагностических и аттестационных процедур для объективной экспертизы условий, содержания и качества образования;
- контроль за соответствием нормативно – правовых документов учреждения действующему законодательству в области образования;
- методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства;
- организация и осуществление непрерывного образования педагогических работников, направленное на повышение профессиональной компетентности (курсовая подготовка и переподготовка).
Проблема:
На сегодняшний день проблема переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных в дошкольном образовании. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
С целью повышения качества образования на уровне профессиональных компетенций и компетентностей педагога в 2013 году был утвержден профстандарт педагога на всех уровнях образования. В силу данный документ вступит с 1 января 2018 года, но работа по внедрению профессионального стандарта в образовательных учреждениях идет полным ходом уже несколько лет.
Первый вопрос, который возник у педагогов и требовал объяснений и конкретизации, был, что такое профессиональный стандарт педагога? Цель и задачи внедрения профстандарта?
Стандарт - это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Цели профессионального стандарта
- Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования
- Установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности
- Разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности.
Особые трудности у воспитателей возникают в процессе выбора современных форм представления результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения передового опыта работы. При этом педагоги нуждаются не в разовых консультациях, а в систематизированном, организованном непрерывном образовании (самообразовании).
Возможные риски:
- нарастающий объемом научной информации;
- прогресс в области техники и технологии;
- укоренение в массовой практике представления, согласно которому любой хороший специалист - хороший педагог. Отсюда критерий оценки педагогической деятельности - профессиональная работа, а не педагогическая компетентность.
- недостаточность инновационных программ.
-
-
- Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение к ценностям здорового образа жизни.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как
- Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41)
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Указ президента РФ от 20.04.1993 № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»;
- Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)"
Здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и родителей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Необходимо систематизировать физкультурно-оздоровительную работу, установить взаимодействие педагогов и медицинского работника, расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ привел нас к разработке и внедрению проекта: «В здоровом теле-здоровый дух». Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
Проблема:
Процесс оздоровления не возможен без участия родителей. К сожалению, многие родители не рассматривают вопросы оздоровления своего ребенка как первостепенные. Часть из них не в полной мере обладает необходимыми знаниями по вопросам здорового образа жизни и обеспечения здоровья своему ребенку, а также необходимо отметить, что многие родители просто не ведут в семье здоровый образ жизни.
Возрастает значимость работы медицинского персонала по дифференциации (в зависимости от состояния здоровья) и индивидуализации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы в детском саду.
Возможные риски:
Родители могут недооценивать значимость физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками и не выдерживать линию преемственности формирования и обеспечения здорового образа жизни в детском саду и семье.
Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с осложненными диагнозами, проблемами в здоровье.
-
-
- Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Для достижения поставленной задачи нам необходимо выполнить следующие мероприятия:
- Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса
- Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
- Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается на: потребности родителей в поддержке, праве ребёнка на педагогически образованных родителей. Следовательно, воспитание родителей необходимо для оптимизации процесса воспитания ребёнка. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия.
Проблема:
Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций.
Риски:
Недостаточность педагогических знаний, отсутствие свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми.
-
-
- Расширение спектра услуг дополнительного (вариативного) образования, как совокупность деятельности доступной для широких групп воспитанников.
Меняются стратегии управления, появились новые механизмы финансирования, позволяющие образовательным учреждениям искать дополнительные финансовые и социокультурные ресурсы. Статус дошкольного учреждения оказался в прямой зависимости от мнения родителей о качестве образования.
Дошкольные образовательные учреждения как наиболее тесно связанные с реальными процессами, происходящими в обществе в период перемен, оказались одними из самых динамичных, податливых, но и самых ранимых элементов в общем процессе социальных преобразований. Сегодня в практике ДОУ прочно утверждают себя такие экономические категории, как рынок платных услуг, маркетинговая деятельность, менеджмент.
Сегодня, если у детского сада нет постоянного спонсора, ему нужно искать пути привлечения средств, для самосохранения, повышения своего статуса и дальнейшего развития.
В этой ситуации возрастает роль платных образовательных услуг, основное назначение которых, повышение качества образования, улучшение материально методического обеспечения образовательного процесса, создание имиджа ДОУ.
В перспективе развития нашей деятельности: продолжать работу по созданию механизма прогнозирования потребностей в платных услугах, как родителей детского сада, так и социума. Создавать и расширять материально-техническую базу, развивающую предметно-пространственную среду, отрабатывать формы контроля за качеством предоставляемых платных услуг, совершенствовать мониторинговую деятельность по каждому виду предоставляемых платных услуг, продолжать обеспечивать платные услуги рекламой.
С целью формирования положительного общественного мнения у родителей, привлечения детей в данные объединения, необходимо активизировать рекламу оказываемых услуг.
В качестве разных видов рекламы планируем использовать сайт учреждения:
- Рекламные стенды
- Буклеты
- Презентации
- Творческие отчёты перед родителями и др.
Проблема:
Усиление конкуренции в сфере образования, отсутствие кадров.
Риски:
Сложное финансовое положение и низкая платежеспособность населения.
2.2 Сроки и этапы реализации Программы.
Организационно-подготовительный этап
(создание условий для реализации программы).
Коррекционно-развивающий этап
(работа по преобразованию существующей системы, переход учреждения в проектный режим работы)
Аналитически-информационный этап
(аналитическая оценка качественных изменений произошедших в учреждении, транслирование передового опыта работы)
1 этап: 2019-2020 г. Организационно-подготовительный. Выявление проблемных зон. Анализ состояния здоровья воспитанников, уровня развития детей и квалификации педагогов, состояния материально - технической и финансовой базы ДОУ на соответствие ФГОС ДО. Создание нормативно-правовой базы ДОУ обеспечивающей реализацию Программы.
2 этап: 2020-2024 гг. Практико – реализационный. Реализация Программы. Отслеживание промежуточных результатов. Организация деятельности управленческой и методической служб по внедрению инновационных технологий по реализации Программы. Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования. Реализация образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. Введение профессионального стандарта «Педагог».
3 этап: 2024 г. Рефлексивный (аналитически-информационный). Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Выявление проблем. План действий на преодоление проблем и трудностей. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта. Оценка качества образования в ДОУ.
|