Организация
контроля за исполнением Программы
|
Контроль за исполнением программы развития ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством осуществляют: Администрация, сотрудники и родители ДОУ, Отдел образования Администрации Октябрьского района
По итогам каждого года реализации Программы заведующая ДОУ представляет отчет об итогах выполнения программы развития ДОУ.
|
ВВЕДЕНИЕ
В современной системе дошкольного воспитания - начальном этапе непрерывного образования - остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих "сверху" и инициативой "снизу", от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей. Такое положение вызвало тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов развития конкретных образовательных учреждений.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Все это требует разработки инновационных программ дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей, лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.
Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:
- с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
- с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;
- с появлением коммуникационных и сетевых технологий;
- с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости их сохранения, развития и удовлетворения социального заказа, исходя из сложившихся условий, в соответствии с новой Программой развития, которая будет являться продолжением предыдущей программы.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности, создана с учетом запросов родителей и социума на дошкольное образование в ДОУ.
Программа развития МБДОУ № 31 «Золотая рыбка» на 2019–2024 гг. – нормативно-управленческий документ, определяющий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса и управления, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу.
РАЗДЕЛ I.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
1.1. Анализ эффективности структуры ДОУ № 45.
МБДОУ № 31 «Золотая рыбка» функционирует с 1976 года, имеет следующий государственный статус:
Тип – дошкольная образовательная организация
Вид – детский сад
Учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности серия 61Л01 №0002359 от 29.04.16г.
Материально- финансовые условия и образовательная инфраструктура.
Источниками формирования имущества и финансовых средств ДОУ являются:
- Бюджетные средства;
- Внебюджетные средства;
- Добровольные пожертвования родителей (законных представителей),
- Родительская плата, взимаемая с родителей (законных представителей), в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материально техническое обеспечение.
В ДОУ созданы материально-технические условия для всестороннего развития дошкольников. Помещения и прогулочные и физкультурные площадки ДОУ соответствуют «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26).
Перспективы развития:
Совершенствование образовательной программы учреждения, расширение спектра образовательных услуг, включение в практику работы новых форм дошкольного образования, повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, позволит скоординировать деятельность всех служб детского сада, родителей воспитанников и социума в вопросах повышения качества образовательной услуги. Наметить пути интеграции специалистов учреждения, использования сетевого взаимодействия, пути преемственности дошкольного и начального образования.
Одним из условий непрерывного образования ребенка является организация преемственности между ДОУ и социокультурными учреждениями. Для сохранения единого образовательного пространства мы учитываем цели и содержание дошкольного образования на соответствующих возрастных этапах развития ребенка и потребность в качественной его подготовке к дальнейшей адаптации в социуме.
Проблемный анализ текущего состояния развития ДОУ.
Проведенный анализ результатов развития ДОУ показывает, что в настоящее время ДОУ способно:
- обеспечить общедоступность и бесплатность дошкольного образования в соответствии с законодательством РФ;
- обеспечить условия для достижения относительно высокого уровня образования в рамках государственного образовательного стандарта;
- обеспечить полноценное и целостное развитие детей, сформировать базис основ личности, обогатить физическое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие детей;
- обеспечить условия для реализации педагогами ДОУ учебного плана на основе образовательной программы;
- обеспечить сбалансированный режим дня и рациональную организацию всех видов детской деятельности;
- обеспечить условия, позволяющие сохранить здоровье воспитанников и гарантировать их безопасность.
Для выявления потенциала дальнейшего развития ДОУ был проведен анализ потенциала развития, который позволил выявить его сильные и слабые стороны, перспективные возможности и риск его развития.
Оценка перспектив развития Учреждения, исходя из внешнего
окружения
Благоприятные возможности
|
Риски
|
Совершенствование образовательной программы учреждения, внедрение дополнительных образовательных услуг, включение в практику работы новых форм дошкольного образования, повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания
|
Последствия нестабильной экономической ситуации в стране могут негативно сказаться на кадровом педагогическом составе учреждения. Возможно сокращение узких специалистов, что может сказаться на качестве образовательной услуги, в том числе и во взаимодействии с родителями.
Может произойти снижение потребности в новых формах дошкольного образования и в дополнительных платных образовательных услугах из-за снижения обеспеченности и платежеспособности населения.
|
Укрепление здоровья воспитанников, соблюдение требований СанПиН при организации образовательного процесса в ДОУ, пополнение предметно-развивающей среды и укрепление материально-технической базы учреждения, при организации лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы, организация питания, соблюдение санитарно-гигиенических условий (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия), стабильная положительная динамика в вопросах укрепления здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей.
|
Родители могут недооценивать значимость физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками и не выдерживать линию преемственности формирования и обеспечения ЗОЖ в детском саду и семье.
Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с проблемами в здоровье.
|
Взаимодействие с социальными партнерами
|
Отсутствие четкой системы мониторинга качества и эффективности проводимых мероприятий
|
Использование ИКТ в образовательном процессе.
|
Недостаточный образовательный уровень педагогов в области использования ИКТ в образовательном процессе, отсутствие достаточного количества компьютеров и интерактивных досок
|
Большая часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они руководят (или участвуют в работе) объединений педагогов на различных уровнях, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс новинки педагогической науки и практики.
Повышению качества образовательной услуги будет способствовать повышение квалификации работников учреждения, обеспечение научного сопровождения образовательного процесса.
|
Текучесть кадров, недостаток численности узких специалистов.
|
Раздел II.
Основные цели и задачи развития ДОУ
с указанием сроков и этапов ее реализации
2.1. Основные цели и задачи концепции
Основной целью развития ДОУ на период до 2024 года, является совершенствование системы управления ДОУ, обеспечивающей доступность и новое качество образования в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями ребенка в период дошкольного детства, внедряя современные педагогические технологии в условиях интеграции и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Для достижения поставленной стратегической цели основными задачами развития выступают:
Стратегические
задачи
|
Основные направления реализации
программных мероприятий
|
1. Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования
|
-
- Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития.
- Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды Учреждения с учетом требований ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
|
2. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
|
2.1. Создание необходимых условий для повышения квалификации, переподготовки, саморазвития и формирования профессиональной компетентности педагогов.
- Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность.
|
3. Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение к ценностям здорового образа жизни
|
- Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
- Корректировка достигнутого уровня физического развития детей и медицинского сопровождения образовательного процесса;
- Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей.
|
4. Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество
|
-
- Информационно-методическое сопровождение родителей в построении индивидуального образовательного маршрута ребенка;
- Вовлечение и заинтересованность родителей в воспитательно- образовательном процессе и формировании развивающей предметно-пространственной среды;
- Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс.
- Создание системы консультирования и сопровождения родителей;
- Развитие системы государственно-общественного управления ДОУ на основе включения родителей управленческий процесс.
|
5. Расширение спектра услуг дополнительного (вариативного) образования, как совокупность деятельности доступной для широких групп воспитанников
|
5.1. Развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей.
|
|