Воспитатель 1-й категории : Морозова Л.П. МБДОУ № 31
Цель: познакомить детей с одним из видов народного декоративного искусства - вышивание полотенца в народном стиле. Рассказать об обрядовом значении полотенца в старые времена и в настоящее время. Вызвать у детей желание самим попробовать выполнить узор для полотенца с помощью воспитателя. Закрепить названия геометрических форм обозначающих знаки- символы. Обогащение словаря.
Предварительная работа: рассматривание с детьми разных вышивок (на скатерти, полотенцах, покрывалах, косынках и т.д.).
Ход занятия.
В групповую комнату входит хозяюшка (воспитатель в русском сарафане). Садится на стул, берет со стола вышивание (полотенце) и начинает вышивать. Вышивая приговаривает слова:
«Игла- барыня, княжна.
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
Она тонка, да длинна,
Одноуха, остра,
Всему миру красна.
А я тычу- тычу!
В носик стальной.
Хвостик льняной
Хвостик нитяной
Тяну- тяну за собой,
Сквозь холст он проходит,
Конец себе находит».
- Ребята, с помощью иглы все люди вышивают и шьют себе одежду и потом в нее наряжаются. А сама иголочка (показывает детям) нагая - значит голая, без платья. У иголочки одно ушко - маленькое отверстие, в него продергивают ниточку (показывает) льняную. Носиком (показывает) тычут в ткань, прокалывают ее и иголочка тянет за собой ниточку до самого конца, до хвостика.
- Дети, посмотрите, что я делаю?
- Ответы детей.
- Я вышиваю полотенце. А вы знаете, для чего я делаю вышивку на полотенце?
- Ответы детей.
- Правильно. Ведь вышитое полотенце выглядит наряднее, ярче. Его хочется взять в руки и полюбоваться им. Вышивать полотенца стали очень давно, еще тогда, когда ваши бабушки были молодыми. Полотенцев вышивали не одно и не два, а много. Они нужны были при умывании, при купании ребенка, во время свадьбы жениху и невесте подносили хлеб и соль на полотенце. Полотенцами в старину украшали зеркала, иконы, стены, дарили в день рождения. Ребята, а ваши мамы, что делают полотенцами дома?
- Дети (вытираем руки, лицо, тело после купания, вытираем посуду).
- Ребята, а вот это полотенце вам нравится? Почему оно вам не нравится? И мне оно не нравится. А вот это нравится? Посмотрите, какой красивый узор я вышила, он из геометрических форм. Такой узор называется - орнамент.
(воспитатель называет и показывает элементы узора
- треугольники, полосы, круги)
- Ребята, какие элементы орнамента вы знаете?
- Ответы детей.
- А что обозначают эти знаки при украшении, какие символы они обозначают?
- Дети называют символы - знаки (круг- солнце; квадрат- символ поля, земли; треугольник - часть поля).
- А чтобы узор получился красивым, его нужно продумать и составить. Вот посмотрите, как я его буду составлять из геометрических фигур, как располагать, подбирать по цвету формы. (Показывает).
- Сейчас мы с вами поиграем. Вы возьмете со стола карточки с картинками, внимательно их рассмотрите и скажите на какую форму похож ваш предмет (дети берут карточки с изображениями разных предметов. Рассматривают и говорят, на какую геометрическую форму похож предмет. Мячик - круг; пояс- полоска; косынка- треугольник; окно- квадрат).
Проводится игра «Найди свою пару»
После игры детям предлагают украсить аппликацией - узором «полотенца» из бумаги, для игры в магазин.
После выполнения работы воспитатель рассматривает «полотенца», спрашивает несколько детей какими символами они украсили свои работы. Отмечает аккуратность, разнообразие форм при выполнении работы. |